Переговоры об инвестиционной сделке начались в 2014 году, но на долгие годы зашли в тупик по ряду вопросов.
Но рост торговой напряженности между США и Китаем, возможно, помог изменить позицию Китая, заявили официальные лица.
Сделка последовала сразу за подписанием торгового соглашения Великобритании с ЕС после выхода Великобритании из ЕС, о котором было объявлено 24 декабря.
Согласно многочисленным сообщениям, сделка откроет производственный сектор Китая для компаний из ЕС, а также для строительства, рекламы, воздушного транспорта и телекоммуникаций.
Одним из камней преткновения было требование Китая о доступе на энергетический рынок ЕС с учетом чувствительности к национальной безопасности. Ожидается, что сделка предоставит Пекину доступ к небольшой части европейского сектора возобновляемых источников энергии на взаимной основе.
Пакт также призван устранить барьеры для инвестиций в Китай, такие как требования о создании совместных предприятий и ограничения на иностранную собственность в определенных отраслях.
Как только ожидаемая сделка будет достигнута, она должна быть ратифицирована Европейским парламентом, и этот процесс может начаться не раньше второй половины 2021 года.
В понедельник Европейская комиссия сообщила о прогрессе в переговорах с Пекином, в том числе по основному вопросу о правах рабочих в Китае.
Это спорный вопрос, учитывая сообщения о том, что Китай использует уйгурских мусульман, содержащихся в большом количестве в провинции Синьцзян, в качестве принудительного труда. Пекин отрицает эти утверждения.
В соответствии с соглашением, Китай должен пообещать подписаться под правилами Международной организации труда о принудительном труде. Ожидается, что соглашение между ЕС и Китаем вызовет трения с новой администрацией избранного президента США Джо Байдена. Ранее в этом месяце ЕС опубликовал трансатлантическая стратегия, в которой США призывали США сотрудничать с ними для решения «стратегической задачи», поставленной Китаем.
Китай и США находятся в состоянии торговой войны с 2018 года, и администрация Трампа нацелена на ряд китайских технологических компаний как на угрозу национальной безопасности. Сами отношения между ЕС и Китаем в этом году были натянутыми из-за введения Китаем нового закона о безопасности в Гонконге и обвинения в распространении дезинформации о коронавирусе.